Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа п. Сеймчан

МБОУ СОШ п. Сеймчан

686160, Российская Федерация, Среднеканский район, Магаданская область, п. Сеймчан, пер. Клубный, 8

О школе

Слово директора

Учительство – не труд, а отречение…

Учительство — не труд, а отречение,
Умение всего себя отдать, Уйти на долгий подвиг и мученье, И в этом видеть свет и благодать. Учительство — когда в глазах холодных, Зажжется понимания заря, И ты поймешь: старался не бесплодно

И знания разбрасывал не зря. Осыпанный цветным дождем букетов

И озаренный блеском сотен глаз, Прими, учитель, не слова привета,

А часть души от благодарных нас!

Запах хризантем и шуршащие желтые листья под ногами подстегивают нашу мысль на философские размышления о школе и учителе. Испокон веков это — вечные ценности, святая святых в жизни каждого из нас. Человек всю жизнь учится, но основы его образования, воспитания, основные навыки закладываются все же воспитателями и учителями.

Воспитатели и учителя есть в жизни каждого из нас: строгие и не очень, любимые и просто уважаемые, разные внешне, с разными характерами и методами преподавания. Но все они оставляют след в душе ребенка. А работать с детьми, ох, как не просто! Попробуй, подбери ключик к каждому детскому сердечку, чтобы глазки заблестели, щечки запылали, а ручки бы тянулись вверх — ответить первым, помочь учителю и победно оглядеть одноклассников!

5 октября замечательный праздник – день не просто одной из профессий, а одной из самых древних и нужных профессий на земле. Первое, что отличает человека – овладение профессией, среди которых испокон веков главными считаются на Руси три: хлебороб, врач и учитель. Учитель сочетает в себе качества и первых двух, только в более глубоком смысле. Он тоже сеет хлеб, но хлеб этот – пища духовная. Он тоже лечит, но не тело, а душу. Учитель – это человек, к которому ходят за советом. Учитель – это тот, кто не перестает быть педагогом после того, как ученики перестали быть его формальными подопечными. Учитель – это тот, кто, возникнув в жизни человека, не уходит из нее ни с возрастом, ни со смертью: он остается жить в сердце.

У Дмитрия Лихачева есть такие слова: «Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему ты служил, чему отдавал силы». Эти слова как нельзя лучше характеризуют труд педагога. И какие благодарности могут сравниться с этим счастьем!

Учитель – это очень важный человек в жизни каждого из вас! Чтобы быть учителем – нужно иметь призвание. Своей работой учитель закладывает основы мировоззрения многим поколениям, являясь образцом мудрости и справедливости. Преподаватели занимают центральное место в любом процессе, направленном на повышение образовательного уровня, от них зависит, чтобы люди научились мирно жить вместе.

Миссия учителя трудна, но благородна. Здесь нужны не только глубокие и разносторонние знания и практический опыт, но прежде всего безграничная любовь к детям, безмерное терпение и преданность раз и навсегда выбранному делу, способность понимать, сопереживать и всегда приходить на помощь, умение прощать и в любой ситуации идти только вперед.

Задумайтесь на минутку, как изменил вашу жизнь хороший учитель, память о котором вы сохранили. Что было бы сейчас с вами, если бы этот учитель не встретился на вашем пути, если б у него не было стимула, и он прекратил работать учителем?

Поздравьте своих учителей, отправьте телеграмму, зайдите в класс, скажите им теплые слова благодарности, улыбнитесь, поговорите – это ценнейшие минуты счастья любого учителя – видеть своих учеников успешными, жизнерадостными, целеустремленными людьми. Ведь работа учителя требует колоссального терпения и постоянного профессионального совершенствования.

Учитель – это всегда труженик и сподвижник своего дела. Только сильный духом человек может выдержать ту нагрузку и стремительный темп непрерывного совершенствования, которые сопровождают работу с обучающимися, вне зависимости от того, ходят ли они еще в детский сад, осваивают ли школьную программу или уже получают профессиональные знания. Поэтому в учительской профессии всегда оставались самые лучшие, преданные делу развития образования люди – золотой фонд, опора и гордость страны. Это не громкие слова. Я поистине горжусь нашим коллективом. Пусть он небольшой, но я знаю, что он самый дружный, готов прийти на помощь в любую минуту, сопереживающий, своим каждодневным трудом определяющий судьбу многих поколений.

Вместе с учениками наши учителя каждый раз учатся читать и писать, складывать и умножать, вместе с детьми считают звезды и спускаются в земные глубины, изобретают велосипед и доказывают – опять же в который раз! – теоремы и логарифмы. И не надоедает им за столько лет одно и то же? Не надоедает!

И вот уже вчерашние школьники вручают учителям начальных классов Чернецовой Е.Б., Бурзайкиной Л.Н., Виноградовой Э.Ю., Неподоба И.М., Чебыкиной Г.И. своих детей – они знают, кому можно спокойно доверить свое сокровище. Они, учителя, смогут из непоседы вырастить космонавта, из скромного молчуна философа, из говоруна – уверенного делового человека.

Каждый проведенный урок Ишмуратовой М.Г.,Тулуповой Ф.М., Веселовым С.М., Мельчаковой Л.В., Дуденко Н.В., Ивановой Н.Ф., Зориной А.Г., Коняхиной Е.В., Пацуковой К.А., Щекутьевой З.М. – это маленькая жизнь, всегда интересная и познавательная, которая проходит на одном дыхании. И в этот золотой осенний день я вам желаю оставаться на той педагогической вершине, которой вы достигли, и выше которой не бывает.

Серьезные профессиональные задачи доверено решать администрации школы Веселовой Н.И., Поддубной И.Н., Илькив Л.А., Милькиной Л.С. Именно на их плечах лежит организация учебного процесса, комфорта, успешности. Хочется, чтобы в их жизни было больше понимания и тепла, чтобы их работа приносила только радость.

Профессия учителя трудна. И в ней нет случайных людей. Мне очень радостно, что в наш коллектив влились новые педагоги Пасевина У.В., учитель русского языка и литературы, психолог, Мусаева М.Н., учитель истории и обществознания, Чичканова А.А., учитель математики, Юринская М.Н., учитель начальных классов. Хочется пожелать им выдержки и мужества.

Наши педагоги по-настоящему любят детей, свою профессию, свой предмет. И дети это чувствуют, понимают и запоминают на всю жизнь. Не зря в свой профессиональный праздник учителям дарят цветы – символ любви и бесконечной благодарности тем, кто был путеводной звездой для вчерашних и сегодняшних школьников.

Так пусть же годы делают наших любимых учителей здоровее и красивее, вопреки седеющим вискам и морщинкам на лице. Пусть учитель слышит запоздалое «прости», а еще, слова признательности и благодарности. Большое спасибо вам, учителя, за то, что вы есть!

Школа не обходится и без работников, которые всецело посвятили себя одному делу – быть рядом с детьми, быть на страже их здоровья и благополучия. Это и работники школьной столовой, Махнева Ю.В., Зуб Н.И., Родионова А.В., Болдухина Н.А., Калашникова Э.П., Хабаровская Н.И., Самойлова А.Н., Якубова Е.В., Мусифуллина Н.М., гардеробщица школы, Зенченкова С.Н., сторожа, Васенин А.Б. и Тимченкоо М.А., рабочие, Александров С.Л. и Илькив З.В., водитель школьного автобуса, Лебедев В.В., секретарь школы, Голобокова Л.В.,Сокольская А.К., уборщицы, от которых зависит, в какой класс войдут дети с утра, Зима М.И., Малюченко А.В., Осинцева Н.А. Есть в школе инженер-электроник, Боказов С.И., медсестра, Обращенко Л.Г. Спасибо всем.

Дорогие, уважаемые педагоги! Пусть солнце навеки поселится в ваших душах, пусть солнце наполнит и ваши дома.

Пусть сбудутся ваши мечты, и каждый день все дети выполняли бы домашние задания и все поднимали бы руки, пусть вам будет мучительно трудно выбрать, кого вызвать к доске, когда все, абсолютно все, хотят ответить!

Пусть детский шум на переменах звучал бы для вас как самая красивая мелодия, и каждое утро вы торопились бы в школу, чтобы услышать эти завораживающие ноты!

Пусть будет вечно молодо ваше сердце, дарите и принимайте в подарок добро! Счастья, мира, душевной широты и красоты, улыбки, хорошего настроения, послушных и умных учеников, новых открытий на долгие годы вперед!

Искренне вам желаю новых творческих достижений, уверенности в своих силах, здоровья! И пусть улыбки детей – самая главная награда за ваш благородный труд – сопровождают вас на всем протяжении жизненного пути!

Директор МБОУ СОШ п. Сеймчан Беляева Т.В.

Страницы истории

Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа п.Сеймчан» в 2012 году исполнилось 81 год.

У истоков создания школы стоял первый учитель Панкратий Иович Борисов, который в 1931 году  открыл первую в районе школу в  здании бывшего поповского дома. В этой школе обучалось 16 детей, все дети были якутами. У первых учеников не было ручек, бумаги и учебников. Вместо ручек в ход шли лебединые перья, а чернила заменял сок голубики. В 1940 году в начальной школе работали 4 учителя, а в 1947 году  первый выпуск из 10 класса состоял из 12 учащихся. Выпускники сдавали экзамены в г.Магадане, т.к. Сеймчанская школа не имела учителей с высшим образованием.

Со временем   школа  разделилась на Сеймчанскую среднюю, Колымскую начальную, школу-интернат и школу рабочей молодежи.  Некоторые из первых учеников  П.И. Борисова сами впоследствии стали учителями. Это Иван Степанович Амосов и Дарья Ивановна Аммосова.

Более сорока лет своей жизни отдал школе Иван Степанович Аммосов. Иван Степанович преподавал обществоведение, был заслуженным учителем  РСФСР, долгое время  являлся директором школы.

Сегодня школа п. Сеймчан является самой крупной в  Среднеканском  районе. В ней обучается 269 учащихся, работает 25 педагогов.

С 1991 года на базе Сеймчанской школы был открыт класс по углубленному изучению английского языка – учитель Веселова Наталья Ивановна.

С 1995 года в школе началось обучение в классе углубленного изучения литературы – учитель Афанасьева Светлана Ивановна.

23 года назад в школе открылся компьютерный класс. В 2008 году открылся второй компьютерный класс, оборудованный современными компьютерами и мультимедийной техникой. В классе работают учителя Тулупова Фания Мирзануровна – учитель высшей категории, Щекутьева Зоя Михайловна – учитель первой категории.

На данный момент 7 педагогов вводят инновации по двум направлениям: развитие вариативной системы образования по различным предметным  областям  и внедрение в практику  работы школы новых педагогических технологий, в том числе и здоровьесберегающих.

Руководит школой  молодой, энергичный директор Беляева Татьяна Вячеславовна. Благодаря ее настойчивости, неутомимости, активности, привлечению спонсорских средств, в школе  происходят значительные преобразования и нововведения.

Сеймчанской средней школе — 85

На волне времени

Две знаменательные даты связывают конец прошлого и начало нынешнего года: 85-летие Сеймчанской средней школы, одной из первых на Верхней Колыме, и 85-летие Среднеканского района, старейшего в регионе.

Осенью 1930 года прошлого века с Олы в сторону Сеймчана (в то время территория Якутской АССР) отправилась группа коммуниста Яна Крумина с целью утверждения в Сеймчане советской власти и организации Сеймчанского района. До этого времени во второй половине 20-х годов предпринимались попытки установить советскую власть в оторванном от мира и жизнидалёком крае, но они не увенчались успехом. Учтённая огромная территория Колымского округа Якутской автономной республики с центром в Среднеколымске составляла около 700 – 800 квадратных километров при крайне скудном населении. Полное бездорожье, суровые климатические условия, остатки белых банд, скитавшихся от жилья к жилью между немногочисленными населёнными пунктами, затрудняли советизацию Колымы. Во второй половине 20 – годов из Оймякона в Сеймчан был направлен коммунист Богатырёв, уполномоченный организовать Советы. Он вручил печать неграмотному якуту Петру Попову, назвал его председателем наслежного совета и уехал. Пётр Попов, не зная, что делать с печатью, несколько лет хранил её, а когда на Среднекане появились геологи, передал им.

Николай Спиридонов (ТэкиОдулок), будучи студентом Ленинградского университета, в 1927 году по заданию Комитета Севера при Президиуме ВЦИКа проехал от низовьев Колымы до Сеймчана с целью изучения социалистических преобразований. Уже находясь в Сеймчане, он вынужден был в целях безопасности сколотить из местной молодёжи дружину, чтобы быть наготове и отразить возможное нападение белобандитов, рассеянных в таёжной глуши.

К 30-ому году положение несколько исправилось, но путешествие в Сеймчан из – за отсутствия дорог и населённых пунктов по – прежнему оставалось трудным и опасным. Я. Крумину предстояло не только преодолеть по бездорожью более полутысячи километров, но проводить работу по организации района среди местного населения, языка которого он не знал. По просьбе Я. Крумина к его группе примкнул Панкратий Борисов – девятнадцатилетний паренёк, знавший якутский язык и ехавший по направлению Наркомпроса ЯАССР в Среднеколымск, чтобы, получив там направление, отправиться учительствовать в одно из селений, затерявшихся в колымской тайге.

Более месяца по бездорожью и глубоким снегам, через перевалы и горные реки шла в Сеймчан группа Крумина. Транспорт экспедиции – лошади — не выдержали тяжёлого пути и пали. В 100 километрах от Среднекана из 10 лошадей осталось уже только три, путешественники вынуждены были бросить почти весь груз за исключением самого необходимого и скудных остатков продуктов. Панкратий Борисов оставил при себе дробовое ружьё, топорик, один букварь и два химических карандаша.

По прибытии в Сеймчан, который в то далёкое время представлял собой несколько якутских юрт, на расстоянии разбросанных по долине, с населением около 120 человек, сплошь неграмотным, занялись подготовкой Iсъезда. Панкратий Борисов был избран секретарём оргкомитета.

Чтобы привлечь на сторону Советов немногочисленное население, часть которого составляли кулаки, препятствующие советизации, необходимо было сделать значимый политический шаг. Этим шагом стало открытие школы для якутских ребятишек, организованное ПанкратиемИовичем Борисовым. Первые ученики первой школы Сеймчана впервые приступили к занятиям в конце декабря 1930 года. С этой даты начала отсчёт история образования Среднеканского района.

Icъездкрестьянских и красноармейских депутатов состоялся 25 – 28 января 1931 года.На съезде присутствовало 33 делегата, в том числе 15 от местного населения. Был утверждён Сеймчанский район, впоследствии переименованный в Среднеканский, и районный исполнительный комитет из 15 человек во главе с Иннокентием Кочневым; определены перспективы развития новорождённого района.

Школа послужила основой района. В 1940 году здесь работало уже 4 учителя начальных классов, а в 1947 году первый выпуск из 10 класса состоял из 12 учащихся, которые сдавали экзамены в Магадане, потому что Сеймчанская школа ещё не имела учителей с высшим образованием.

Пройди по тихим школьным этажам…

С Татьяной Вячеславовной Беляевой, директором Сеймчанской средней школы, мы идём по опустевшим коридорам. Канун Нового года, вторая четверть завершилась, в школьных рекреациях никого, тишина гулкая до звона в ушах. Мы поднимаемся по лестнице, и каждая ступень словно отбрасывает меня на тридцать пять — или больше? – лет назад. Мне вспоминается совсем другая школа. Эта же, но… другая. Моя судьба. Моя боль. Моя школа, которая так и осталась моей, несмотря на то, что меня здесь давно нет.

Выбирая в юности будущую профессию, я колебалась на распутье: журналистика? Английский? Русский и литература? История? Всё в жизни сбылось, кроме английского, который из — за отсутствия практики через годы прочно забылся.

Когда мне суждено было в качестве будущего педагога впервые переступить порог этой школы, я пришла в смятение и подумала, что попала в сумасшедший дом. Была перемена, в узких коридорах толпились, носились, толкались, пробираясь между группами, спорили и смеялись, пытались докричаться друг до друга разновозрастные ученики.Школа была переполнена той неудержимой сокрушительной энергией, которая так свойственна детству и юности.

Директором школы в то время был Иван Степанович Аммосов, он и принимал меня на работу. Мне посчастливилось отработать с ним несколько лет, и его яркая неординарная личность, безграничная преданность школе в чём – то определили и моё отношение к ней. Рядом с ним невозможно было работать плохо или равнодушно. Его авторитет был непререкаем, он был не просто директором и учителем истории, он был Учителем и примером для всех педагогов школы.

Педагогический коллектив был многочисленным и очень сильным. Состоял он, в основном, из специалистов с большим педагогическим опытом, разными знаками отличия и званиями. Учиться работать было у кого, и во время педагогической практики, сидя позади класса за последним столом и наблюдая скорее не урок, а священнодействие Светланы Ивановны Афанасьевой, впоследствии кавалера ордена Трудовой славы, я задавалась вопросом: смогу ли я когда – нибудь так мастерски, виртуозно владеть методикой преподавания и вниманием класса?

Школьная жизнь никогда не была лёгкой. При шестидневном обучении занимались в две смены. Кроме собственно уроков и подготовки к ним, по необходимости дополнительных занятий с отстающими учениками, проверки тетрадей и дневников, заполнения журналов, кружковой или факультативной работы всегда была масса обязанностей, отнимавших всё свободное время. Вся школьная жизнь, месяцы и недели были расписаны наперёд: по понедельникам секции учителей – предметников (с личным докладом как можно чаще), по средам политзанятия с обязательным выступлением каждого не менее двух раз в учебном году, профсоюзные собрания, педагогические советы, открытые – а значит обязательные для всех – партийные собрания. Был еженедельный день дежурства по школе, классные часы, отдельно работа с «трудными» и их семьями, которые надлежало посещать ежемесячно и составлять акты этихпосещений.Были мероприятия в классах и общешкольные, родительские собрания и зафиксированные в тетрадочке планы самообразования, по которым периодически надлежало отчитываться перед завучем. Был жёсткий контроль качества работы и проверки тетрадей. Были открытые уроки и взаимное посещение обычных уроков и продолжение на дому комсомольских собраний, потому что соседка по квартире – секретарь школьной комсомольской организации. Имногое, многое, многое другое.

А главное — были детские глаза и судьбы.

На личную жизнь и семью оставались жалкие крохи внимания, и со временем я поняла, почему в учительской среде так много одиноких.

Припоминается педсовет, затянувшийся до девяти вечера, и чья – то реплика из аудитории:

— Может быть, завершим? А то и наши дети скоро сделаются трудными.

А потом путь домой в морозной темноте и с пачками непроверенных тетрадей в дипломате и мысли о скромном ужине, приготовленном мужем.

Кипящая и бурлящая школьная жизнь всегда требовала не просто полной самоотдачи, но полного самопожертвования.

Почти полтора десятка лет педагогической работы. Последний год моего учительства. Я ещё не знаю, что он последний. Незадолго до 1 сентября мне становится плохо, начинаю глотать какие – то таблетки в надежде облегчить состояние, ведь на носу начало учебного года, и я ОБЯЗАНА быть в классе. В первый день сентября меня под утро увозят на «скорой»: тотальный перитонит, неоперабельный по причине сепсиса. И пока день за днём врачи упорно сражаются за мою жизнь, я вижу (или мне сказали) что в больничном коридоре сидит мой муж – к умирающим не пускают. Он сидит, закрыв лицо руками, а наша малолетняя дочь пытается оторвать его руки от лица.

В тяжёлые бессонные ночи, в перерывах между приступами септической лихорадки произошла переоценка ценностей. И после того, как медики чудом вытащили меня из гроба, я, не завершив учебный год, сделала выбор и оставила школу.

Татьяна Вячеславовна Беляева вся в нынешних школьных проблемах:

— В настоящее время в школе трудится 24 педагога. Учителя, отдавшие нашей школе много лет, к сожалению, уезжают.С чем они уезжают? Школа старается отмечать их заслуги. Уехала Тамара Васильевна Мингалёва – Заслуженный учитель РФ, Светлана Ивановна Афанасьева – Заслуженный учитель РФ, награждена орденом Трудовой Славы, Ирина Михайловна Неподоба – талантливый учитель, имеющий звание «Ветеран труда» несмотря на сравнительно молодые годы. Она уехала с Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ и высшей категорией. Всё это ей очень пригодится там, где она дальше будет работать.

Коллектив постепенно начинает обновляться. Уже на протяжении второго года к нам едут учителя. К сожалению, приезжают люди, имеющие педагогическое образование, но не имеющие опыта работы в школе. Спасибо, конечно, что к нам едут. Но им приходится сложно. У нас уже вся начальная школа работает по Федеральным государственным образовательным стандартам, в этом году и 5-ый класс перешёл. Поэтому прибывшее пополнение учим, отправляем на курсы в Магадан, здесь в школе помогаем, над ними берут кураторство опытные учителя. Стараемся поддерживать молодых и отличать заслуги педагогов со стажем, потому что сегодня работать в школу идут не особенно охотно.

— Может быть, всё дело в зарплате?

— Не совсем так. Без надбавок и коэффициента оклад учителя 10 580 рублей. На такую зарплату не очень – то проживёшь. Хорошо, если есть доплаты за классное руководство, проверку тетрадей, заведование кабинетом. Хорошо, если имеется значительный стаж и за него начисляется выслуга лет. Тогда ещё можно увеличить зарплату. Но кроме этого ещё есть ежемесячные стимулирующие выплаты, есть критерии, по которым учитель может набрать дополнительные баллы. Можно только проводить уроки и получать зарплату только за это и жаловаться, что получается немного. А можно делать больше. Учитывается всё: и реализация дополнительных проектов, и участие в профессиональных конкурсах, и работа с родителями, и участие в лекториях, пропаганда педагогического мастерства в том числе через СМИ, внедрение и обобщение педагогического опыта, регулярность участия учеников в олимпиадах и конкурсах, работа с детьми из социально неблагополучных семей, открытые уроки, наставничество, внеурочная деятельность, организация физкультурно – оздоровительной работы и многое другое. Кто – то получает 30 тысяч, а кто – то 90. Тот, кто работает на детей, весь отдаётся работе, не обижается на размер своей зарплаты. Школа – это не только учителя. Это и наши дети.

— Трудно ли любить современного ребёнка?

— Абсолютно нетрудно. У нас они все – звёзды! Бывает, конечно, что выводят и хочется бросить всё и бежать. Закроешь глаза, досчитаешь до десяти, мысленно остановишься и продолжаешь работать. Дети, как бы они ни учились, становятся родными, особенно если берёшь их после начальной школы и идёшь с ними до выпуска. Ты их выучил, отдал им душу, и провожаешь их с тяжёлым и с лёгким чувством. С тяжёлым — потому что они уходят, с лёгким – потому что они уходят в жизнь и обязательно вернутся, и мы их увидим. Те дети, которые приезжают в посёлок на каникулы, в отпуск или жить обязательно приходят в школу, не забывают её. И в «Одноклассниках» можно связаться с любым.

У меня был выпуск в 1996 год. Это дети, которых я вела с пятого класса. Был среди них вихрастый светловолосый мальчишка Игорь Герасимов. Сейчас он уже взрослый человек. Мы встретились случайно в «Одноклассниках», стали общаться. Он спросил о школе, что он может для неё сделать. У меня сердце затрепыхалось: ну что может этот ребёнок – они ведь навсегда остаются для нас детьми – сделать для школы, если тут мебель нужна и тому подобное.

Но сделал, помог! У нас есть кадетская группа. Это старшеклассники, мальчишки и девчонки, которые участвуют в мероприятиях патриотического направления и проводят их. Вот Игорь и обеспечил их разного рода погонами, значками, пилотками, фуражками, аксельбантами. Посылкой нам отправил. Хотя и много лет прошло, и в Сеймчане он давно не живёт, а это тепло и любовь к школе всё равно остались.

Предмет гордости Татьяны Вячеславовны – школьный музей. Именно в нынешний юбилей школы он принимает первых посетителей – гостей торжественного собрания. А мне предоставлено право ознакомиться с музейной выставкой до собрания, и я под рассказ Татьяны Вячеславовны с интересом рассматриваю выставленные в витринах экспонаты. Здесь фотографии учеников и учителей, групповые снимки выпускников, имена медалистов разных лет, кубки и награды за спортивные достижения, статьи о школе. Конечно же, портрет первого учителя района – Панкратия Иовича Борисова. Ему посвящена отдельная экспозиция в начале выставки. Здесь посетители узнают, в каких экстремальных условиях пришлось ему начинать, с каким трудом он собирал по якутским юртам разновозрастных ребятишек, купал их в собственноручно изготовленном деревянном корыте, стриг, обеспечивал одеждой и продуктами, потому что школа была организована по типу интерната, и все заботы легли на его плечи. Под школу оборудовали бывший поповский дом, учитель жил вместе со своими шестнадцатью учениками, писали лебедиными перьями на прокламациях времён первой мировой войны, используя вместо чернил сок голубики. Преподавание велось на якутском языке, русский изучали как предмет. Вечерами шёл в юрты, чтобы обучать грамоте взрослых. Далёкие и нелёгкие времена…

Школьный музей оборудован в одном из бывших классов. Татьяна Вячеславовна благодарна всем, кто принял участие в создании музея:

— Материал собирался постепенно. Необходимо было достойно его оформить. В прошлом году мы обратились к депутату Магаданской областной Думы Игорю Борисовичу Донцову с просьбой о помощи. Это наш замечательный спонсор, который много помогает нашей школе. Игорь Борисович откликнулся незамедлительно, и вместе с ответом пришло всё оборудование для нашего школьного музея: витрины, стенды. Не осталась в стороне местная администрация. Были выделены деньги на ремонт помещения, замену освещения, отопление. Вот так общими усилиями мы подготовили к школьному юбилею открытие музея.

По информации Татьяны Вячеславовны, в нынешней школе 249 учеников. Так было не всегда. Припоминается переполненная школа, две битком набитых смены, по 5 – 6 классов в параллели, когда завучам приходилось проявлять чудеса высшего математического пилотажа, чтобы учебный процесс обеспечить кабинетами.

На первом этаже школы тоже небольшая выставка. Её организовала Надежда Фёдоровна Иванова, Заслуженный учитель РФ, Почётный работник образования Магаданской области, Почётный гражданин посёлка Сеймчан. Здесь тоже школьные фотографии, ученические сочинения, школьная жизнь в ретроспективе. Прибывающие на торжественное собрание гости с интересом рассматривают стенды и фотодокументы, разыскивая там себя или своих детей. Среди гостей Евгения Ивановна Кузнецова. Я помню её по школе 80-х годов, ученицей, замечательно исполнявшей цыганские танцы на новогодних праздниках. Она получила специальность хореографа, потом — режиссёра и в настоящее время преподаёт на театральном отделении Сеймчанской детской школы искусств.

— Евгения Ивановна, что вспоминается из школьных лет?

— Я выпускница 85-го года. Тридцать лет прошло со времени окончания школы. Помню, переполненная школа гудела, как большой улей, в школьных коридорах было не протолкнуться. Сейчас не так: просторно, спокойно. Из школьного детства навсегда осталась в памяти первая учительница Раиса Ильинична Юракова, помнятся пионерские сборы, наполненная событиями жизнь: уборка турнепса в сентябре, учебные будни, концерты, разнообразные конкурсы, спортивные соревнования, всем классом походы с ночёвкой,школьные вечера, первая влюблённость… Мне кажется, мы, дети, были чуть – чуть другие в то время, хотя порой так же шкодили и безобразничали, так же играли. Дружили так же, может, даже лучше. Это была насыщенная школьная жизнь. Кто – то посещал кружок картингистов, кто – то авиамодельный, танцевальный. Кружков было много. Класс был одарённый, творческий. В нашем 10 «В» классным руководителем была Вера Степановна Шишакова, учитель географии, она сумела нас организовать и сплотить. Мы все и сейчас общаемся, переписываемся в «Одноклассниках».

Дружили не только между собой, дружили с учителями. Ирина Анатольевна Кондратенкова в то время вела у нас труды. Совсем молоденькая, недалеко от нас ушла по возрасту, общались с ней откровенно, по – девчоночьи.

Я благодарна всем учителям, которые были рядом с нами. Они нам помогли утвердиться в жизни, и многие из нашего класса выбрали профессию педагога, работу с детьми. И только с возрастом начинаешь понимать, соприкоснувшись напрямую, насколько это сложный труд, сколько надо было вложить в нас души и сердца, чтобы из нас что – то получилось, чтобы помочь нам определиться и выбрать свой путь.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

На торжественный вечер, посвящённый юбилею, пришли ветераны школы и нынешние учителя, ученики и выпускники прежних лет, родители, многие из которых сами выпускники Сеймчанской школы, руководители и представители местной администрации, Магаданской областной Думы.

В празднично украшенном зале прозвенел… звонок на урок. Листая страницы истории, именно в форме уроков организаторы праздника провели торжественное мероприятие.Провели ярко, трогательно, незабываемо:урок поэзии, урок танца, урок детства, урок памяти.

В зале звучат авторские стихи, выступает учительский хор, танцевальные группы учащихся. Под музыку, то торжественную, то грустную, презентация сменяет презентацию. Связующей нитью на экране прошлые и нынешние будни школы, лица, имена, имена, имена… За 85 лет в школе сменилось немало учителей, и каждый внёс тепло своего сердца в обучение и воспитание юных сеймчанцев, трудился добросовестно и преданно.

Тридцать фамилий тех, кого уже нет в этом мире. Ушли, но оставили значимый след в душе и в жизни. Их лица на экране, все такие знакомые и родные, и время будто поворачивает вспять, и всё как будто вчера…

Наталье Ивановне Веселовой, завучу по учебно – воспитательной работе Сеймчанской средней школы и учителю английского языка, Отличнику народного просвещения, Ветерану труда все эти имена хорошо знакомы: она родилась и выросла в Сеймчане, была ученицей этой школы и работает в ней уже 30 лет.

Наталья Ивановна вспоминает:

— Когда я пошла в 1-ый класс, нынешнего здания школы ещё не было. В состав района входило тогда много небольших посёлков, и были мелкие школы по всему району. Вначале построили здание, которое впоследствии стало отдельной школой – интернатом. Там учились все: и «домашние» дети, и дети из отдалённых посёлков. Сюда, в это здание я пришла пятиклассницей. Параллели были значительные, классов было много, наш числился под литерой «Г». В то время школа бурлила и жизнь кипела. Была пионерская организация, комсомольская, постоянно какие – то собрания, линейки, мы собирали металлолом, макулатуру, жили полной жизнью, и было очень интересно.

Я школу всегда любила, училась всегда хорошо, много было друзей, много любимых учителей. Классные руководители Любовь Леонидовна Евгеньева, Заслуженный учитель РФ, и ныне проживает в Сеймчане, а когда наш класс расформировали, классным руководителем стала Земфира Михайловна Андреева, тоже личность колоритная, талантливая, она была великолепным классным руководителем, все мои одноклассники до сих пор её помнят. Очень хорошо помню директора школы Ивана Степановича Аммосова. Когда мы были в старших классах, он был награждён Орденом Ленина. Я до сих пор помню это событие, нам об этом рассказывали.

И когда я решила поступать в университет, то была вполне уверена, что моя школа хорошо подготовила меня к этому, потому что качество образования в нашей школе было очень высоким. И талантливых учеников в нашей школе было много. Наши ученики постоянно участвовали и побеждали в областных олимпиадах, победителей забирали в Академгородок в Новосибирск. И все у нас без особых трудностей поступали в ВУЗы.

Я училась практически на одни «пятёрки» и была уверена, что без всяких репетиторов поступлю с той подготовкой, что мне здесь дали. Хотя математика мне не пригодилась, но Любовь Леонидовна дала мне прочные знания, хорошо научила меня этому предмету. Помню Светлану Николаевну Будзинскую. При поступлении в ВУЗы тогда надо было писать сочинение. И у меня не вызывало это никаких затруднений. Я видела тему, представляла себе Светлану Николаевну, и перо само летало по бумаге. Яркий, неординарный учитель, которого слушали, и знания по литературе как бы впитывались.

Хорошо помню уроки нашего учителя физики Юрия Степановича Жегалина. Думаю, что все, кто у него учился, получили прочные знания, даже если не особенно интересовались физикой. Физика и математика не всякому даются, но когда предмет ведут такие выдающиеся учителя, то знания просто не могут пройти мимо вас. Они и сами по себе были яркими личностями, не только учили нас, но и воспитывали, владели всякими интересными приёмами и методами, приучали к трудолюбию, и это тоже способствовало повышению качества образования.

Раиса Михайловна Иванова, наш учитель физкультуры, которая сейчас живёт под Москвой и недавно отметила 80-летие; Ирина Тимофеевна Терехова, учитель английского… Всех своих учителей помню. И школьных своих друзей, с которыми мы остались друзьями на всю жизнь и до сих пор поддерживаем отношения.

Когда я уехала учиться, меня не было в посёлке 8 лет. После университета положено было 3 года отработать по распределению, и я уехала в одну из деревень в Приморье. Специальность, полученная мной в Государственном Дальневосточном университете – переводчик и преподаватель английского языка. Я хотела изучать английский язык, но не хотела быть учителем. Именно поэтому я не пошла в педагогический институт на английский факультет, а выбрала университет. Однако судьба как – то так повернулась, так мной руководила, что я вернулась в родной Сеймчан — по нему я очень скучала, со мной приехал мой муж, с которым я познакомилась в деревне, где он тоже работал по распределению. Так мы пришли в Сеймчанскую среднюю школу.

Меня тут встретили мои учителя. Я пришла в школу, как будто вернулась домой. Все, кого я знала, все они тут ещё работали, и та помощь, которую они мне оказали в становлении меня как учителя, неоценима. У меня была очень хорошая поддержка, и все они мне помогали.

Мы, будучи молодыми педагогами, считаем, что мы всё знаем, на деле оказывается не совсем так. И хорошо, что есть вот такие люди, которые обучат всем тонкостям учительской профессии. Я им очень благодарна за то, что в общем и целом моя учительская карьера, как я сейчас уже через 30 лет считаю, сложилась благополучно. В этом есть и их заслуга. Наверное, у любого учителя такие наставники есть: кто учил, кто помогал, кто передавал эстафету учительскую, этот флажок, который надо нести дальше. Учителя – это люди с факелом, это горящие сердца. Я убедилась, что равнодушных среди них нет.

Конечно, я видела нашу школу во все времена. Передо мной прошло уже несколько поколений, наша школа изменилась, по численности стала намного меньше, так как и количество населения уменьшилось, но считаю, что тяжёлые времена уже прошли. Были суровые 90-е годы, но их вспоминаю с теплотой, потому что трудные времена людей всегда объединяют. И эти трудные времена всех нас проверили, какие мы, как в такой ситуации можно себя вести, и я считаю, что люди, которые выросли здесь — это надёжные люди в любой ситуации, тяжёлые времена не выявили в них каких – то неприглядных человеческих качеств. Работая, мы всегда можем рассчитывать на помощь коллег.

На сегодняшний день я горжусь многими своими учениками. Кто – то из них напрямую связан с английским языком, им пригодились те знания, что они получили в нашей школе, кому – то пригодились наши жизненные советы. Но всегда есть сомнение: может быть, кому – то недостаточно уделила внимания, что – то недодала. И хотя когда – то я не планировала посвятить свою жизнь школе, сегодня я ничуть не жалею, что судьба подвинула меня туда, куда надо, что стала учителем, и в другой профессии себя не представляю.

Светлана Ярышева

П.И.Борисов – первый УЧИТЕЛЬ

 

Дата обновления страницы: 09.07.2021

Формируем Комфортную Городскую Среду

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей

Горячая линия стрима Народного фронта по организации питания в школе 8-800-200-04-11

Прием заявлений о зачислении в государственные и муниципальные образовательные огранизации субъектов Российской Федерации. реализующие программы общего образования.